05 мая 2010
Крупнейший покупатель в любой стране – государство. В прошлом году бюджет сделал приобретений на 4 трлн рублей. Но через независимые площадки прошло не более 0,5% госзаказа.
Государственные закупки крайне неохотно перекочевывали в интернет. По оценке заместителя генерального директора «Единой электронной торговой площадки» (ЕЭТП) Андрея Черногорова, до 1 июня 2009 года через Всемирную паутину размещалось не более 5% государственного заказа. Сумма все равно приличная: по словам статс-секретаря – замминистра экономического развития Анны Поповой, объем госзаказа в 2009 году составил 4 трлн рублей.
z.jpg)
С 1 июля 2009 года федеральные власти в обязательном прядке закупают через электронные торговые площадки товары, работы и услуги из перечня, утвержденного правительством. «С 1 июля по 31 декабря 2009-го на трех электронных площадках (утвержденных постановлением правительства № 755-р от 1 июня 2009 года) было проведено торгов на сумму около 2 млрд рублей. Из них на нашей площадке прошло более 600 аукционов на сумму 1,39 млрд рублей», – рассказывает Андрей Черногоров. То есть через электронные торговые системы в целом по стране прошло меньше процента госзакупок.
Однако 2010 год отразил резкое улучшение динамики: постановление стало выполняться. «С начала года через системы электронной торговли совершено бюджетных закупок на сумму около 20 млрд рублей», – оценивает председатель совета директоров ОАО «Центр развития экономики» (B2B-Center) Александр Бойко. Скорее всего, цифра занижена: объем торгов с госучастием только на «Единой электронной торговой площадке» (ЕЭТП) составил 25,6 млрд рублей.
Во втором полугодии к федеральным властям присоединятся региональные. Примечательно, что еще до эпохи «обязаловки» регионы пользовались электронными площадками активнее центра. «Москва (как регион-покупатель) до эксперимента проводила более 2000 торгов в год», – говорит Андрей Черногоров. Экономить заставил кризис.
Технология отката. Эффективность электронных закупок можно оценить как разницу между стартовой ценой и стоимостью заключенного контракта. По статистике ЕЭТП, средняя экономия по ее торгам составляет около 18%. Руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев подсчитал, что в результате контроля со стороны его ведомства экономия госбюджета на закупках в 2009 году составила 500 млрд рублей. Начальник управления по контролю за размещением госзаказа ФАС Михаил Евраев считает, что использование электронных торгов позволит экономить ежегодно около 1 трлн рублей.
Только один нюанс. В случае госзакупок стартовая цена зачастую гораздо выше рыночной. Поэтому цена победителя тендера также частенько превышает рыночную. Разница между рыночной ценой и настоящей ценой контракта делится между участниками. Эта технология дублируется и на независимых электронных площадках. Однако можно создать специальные алгоритмы отслеживания «серых» тендеров, благо опыта накоплено достаточно. «Если в процедуре только одно предложение от исполнителя, пусть и гораздо ниже стартовой цены, – никакой экономии здесь нет. Если участники долго торгуются от завышенной стартовой цены, а потом приходит другая компания, делает ставку и побеждает, – то и в этом случае экономия отсутствует. Снижение по одному из наших аукционов составило 98%, такого быть не должно», – делится опытом Александр Бойко. Таким образом, тендер можно считать прозрачным только в том случае, если в торгах участвовало несколько исполнителей, демонстрировалось снижение цены с балансированием около некоторого порогового значения. Никаких резких ценовых всплесков, внезапных побед быть не должно.
Ужесточившиеся экономические условия заставляют участников торгов «огрызаться» на подобные экзерсисы. Например, в сентябре 2008 года, в разгар падения рынка, «Росинформтехнологии» решили провести открытый аукцион на поставку программного и аппаратного обеспечения для развития системы мониторинга СМИ. В тендере участвовали всего две организации – «Медиалогия» (дочерняя компания IBS) и Cognitive Technologies, выиграла последняя. Изначально сумма контракта составляла 40 млн рублей, но компания-победитель снизила ее до 15 млн. Однако в процессе заключения контракта, по рассказам руководства Cognitive Technologies, заместитель руководителя агентства Евгений Караваешников (уволился в апреле 2010 года) заявил: победителем контракта должна была стать «Медиалогия», которой агентство задним числом собиралось оплатить уже проведенную модернизацию системы. Cognitive Technologies не отказалась от выполнения контракта. Тогда «Росинформтехнологии» подали в суд, который, правда, встал на сторону исполнителя. Параллельно агентство провело внеплановый тендер на 30 млн рублей, выставив лот «Функциональное развитие подсистемы мониторинга СМИ в специальных целях». «Медиалогия» не осталась голодной.



