08 декабря 2007
В ноябре текущего года в Нью-Йорке (США) был представлен очередной 6-й доклад ЮНЕСКО, посвященный обзору ситуации с качеством образования в мире. В докладе подробно проанализированы достижения и провалы в области образования 129 стран мира. В 2000-м году в Дакаре перед этими странами были поставлены определенные цели, направленные на улучшение качества образования.
В ноябре текущего года в Нью-Йорке (США) был представлен очередной 6-й доклад ЮНЕСКО, посвященный обзору ситуации с качеством образования в мире. В докладе подробно проанализированы достижения и провалы в области образования 129 стран мира. В 2000-м году в Дакаре перед этими странами были поставлены определенные цели, направленные на улучшение качества образования.
В результате, авторы доклада составили рейтинг стран с самыми лучшими показателями по обеспечению доступа к образованию и его качеству:
1-е место: Норвегия
2-е место: Великобритания
3-е место: Словения
4-е место: Швеция
5-е место: Республика Корея
6-е место: Италия
Цели, принятые государствами в Дакаре в 2000 году:
- расширение и улучшение дошкольного образования;
- обеспечение к 2015 году бесплатного и обязательного всеобщего начального образования;
- обеспечение равного доступа всем гражданам к программам обучения;
- повышение на 50% уровня грамотности взрослых к 2015 году;
- обеспечение гендерного равенства в начальном и среднем образовании к 2005 году, а на всех ступенях образования - к 2015 году;
- повышение общего качества образования.
Согласно докладу, в период с 1999 по 2005 гг. на 36% выросло количество детей, посещающих школу в странах Африки и на 22% в странах Южной и Западной Азии. В 14 странах отменили плату за обучение в начальных школах. В целом же во всем мире число детей, которые не ходят в школу, снизилось с 96 млн. до 72 млн. человек.
Из 129 стран 25 оказались далеки от поставленных целей. 2/3 из этих стран – это страны Южной Африки. В их число попали Бангладеш, Индия, Непал, Мавритания, Марокко и Пакистан. Докладом также отмечены успехи стран Северной Америки, Европы, бывшие страны СССР, кроме Молдовы, Аргентина, Бруней-Даруссалам, Бахрейн, Мексика и Республика Корея. По отдельным же показателям страны СНГ еще далеки от успеха. Примеры тому Россия, Украина и Турция, в которых находится самое большое в мире количество детей младшего школьного возраста, не посещающих школу – почти по 300 000 человек в каждой.
Мировой рейтинг ВУЗов (2005 год)
1-е место: Гарвардский университет
2-е место: Стэнфордский университет
3-е место: университет Калтех
4-е место: университет Беркли
5-е место: Кембриджский университет
6-е место: Массачусетский технологический университет
7-е место: Принстонский университет
8-е место: Йельский университет
9-е место: Оксфордский университет
10-е место: Колумбийский университет
Российские университеты представлены в рейтинге Московским Государственным Университетом имени М.В. Ломоносова (112-е место) и Санкт-Петербургским Университетом (422-е место).
Согласно данным российских социологов Россия занимает 27-е место в мире по качеству образования. Что примечательно, еще в 1992 году мы занимали 3-е место в том же самом рейтинге.
По мнению аналитиков Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (OECD), в мировой "образовательной" сфере лидирует Британия - 17%. Голландия, Франция, Швеция, США и Дания уверенно «держат» показатели от 10 до 15%, а Италия и Япония – 7%. В отличие от доклада ЮНЕСКО, специалисты



