04 декабря 2007
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в конце осени провел исследование: как жители России оценивают инфляцию в стране и рост цен на продукты питания. Что примечательно, за период с июля по октябрь 2007 года существенно возросло количество людей, которые оценивают уровень инфляции в стране, как очень высокий (52% до 82% респондентов). Соответственно, сократилась доля тех, кто считает рост цен умеренным – с 35% до 13%, а тех, кто считает рост цен вообще незначительным – с 8% до 1%.
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в конце осени провел исследование: как жители России оценивают инфляцию в стране и рост цен на продукты питания. Что примечательно, за период с июля по октябрь 2007 года существенно возросло количество людей, которые оценивают уровень инфляции в стране, как очень высокий (52% до 82% респондентов). Соответственно, сократилась доля тех, кто считает рост цен умеренным – с 35% до 13%, а тех, кто считает рост цен вообще незначительным – с 8% до 1%.
Если сравнивать с 2006 годом, то число респондентов, связывающих безудержный рост цен с алчностью торговцев и производителей, а также с монополизацией производства, выросло с 7% до 12%. Тех, кто во всем винит ввоз импортной продукции, также стало больше – с 2% до 7%. Уменьшилась доля тех, кто в росте цен винит бездействие властей – с 13% до 8%, с ростом цен на нефть и прочие энергоносители – с 11% до 3%, на бензин – с 8% до 1%, неразвитой экономикой страны – с 8% до 4%. Что особенно важно, 50% респондентов затрудняются назвать причины инфляции.
Три месяца назад результаты опроса говорили о том, что люди оценивают рост цена на продукты на 10-15%. Сейчас мнения разделились:
* 38% отмечают рост цен на продукты на 20-25%;
* 32% - минимум на 50%
Среди них:
* 74% отмечают рост цен на молочные продукты;
* 82% - на растительное масло;
* 56% - на мясо и мясные продукты;
* 48-49% - на хлеб, хлебобулочные и макаронные изделия, а так же на крупы;
* 41% - на овощи и фрукты.
Семейный бюджет
- 5% респондентов тратят на питание менее ¼ своего бюджета.
- 29% - тратит на еду 25-49% доходов.
- 60% - тратит более 50% доходов.
- 18% - тратит почти все доходы (3/4 и больше) на продукты питания.
Несмотря на рост цен, эти данные остались пока что неизменными. При этом 52% респондентов планируют ограничить траты на продукты, 34% отмечает, что рост цен отразится на бюджете, но не на рационе. В столице и в Санкт-Петербурге 30% жителей планируют ограничить свой выбор продуктов, в крупных и средних городах России эта цифра составляет 46-50%, в малых городах и селах – 57-60%.
Помимо этого, 75% респондентов считают, что такой рост цен на продукты нельзя было допускать. Внутри группы материально обеспеченных этого мнения придерживаются 57%, а в группе малоимущих – 86%. Считают, что рост цен обусловлен естественными причинами всего лишь 15% опрошенных россиян. И только 5% относят такую инфляцию к естественным колебаниям цен.
(По данным отчета ВЦИОМ)



