18 ноября 2007
«Санитарно-гигиеническая характеристика Московского метрополитена» - доклад Роспотребнадзора, недавно опубликованный в СМИ включает в себя информацию о составе воздуха, санитарном состоянии, уровне шума и условиях труда работников московского метро. Согласно докладу получается, что метрополитен – одно из самых вредных транспортных средств. Комментарии специалистов-экологов только подтверждают это мнение.
(По материалам «Газета.Ru»)
Пробы воздуха, взятые в метрополитене, были тщательно исследованы учеными-химиками и показали существенное превышение ПДК (предельно допустимой концентрации) двуокиси азота, окиси углерода и его же двуокиси. Помимо этого выявлено нарушение санитарных норм, в том числе и превышение норм содержания пыли в московской подземке. Оксид азота и оксид углерода – это загрязняющие вещества, которые попадают в метро с поверхности и при этом не являются специфическими для метрополитена. Это объясняется двумя факторами.
Во-первых, в отличие от европейского метро, вентиляция в московском не принудительная, а естественная. А во-вторых, вредные оксиды спускаются под землю с поверхности, поскольку большинство шахт метрополитена расположены вдоль автомагистралей, за счет чего отравленный выхлопами воздух попадает в метро. По данным доклада, 27 самых загрязненных станций метро находятся как раз в центре города в непосредственной близости от автотрасс и привокзальных площадей, здесь ПДК превышается в 1,4 раза.
Мосэкономониторинг ежедневно фиксирует превышение ПДК в 2 раза вблизи центральных автодорог. На новых участках метро ситуация несколько лучше. Здесь выходы вентиляционных шахт построены в районах природных объектов, за счет этого качество воздуха на новых станциях метро много лучше, чем на старых.
Специалисты утверждают, что не только в Европе, во всем мире вентиляция метрополитена принудительная, и воздух перегоняется с помощью специальных механизмов, в Москве же воздух «гоняет» движение поездов. По мнению председателя экспертного совета по экологии при Мосгордуме Андрея Фролова, острее, чем вопросы загрязнения в метро, стоит проблема банальной нехватки на поверхности чистого воздуха.
Вторая беда московского метро – пыль. Показатели ее содержания на станциях метро превышают ПДК в 1,2 раза. Как известно, с пылью в человеческий организм попадает до 40% вредных веществ. Большое количество пыли обусловлено тем, что в воздухохзаборники на поверхности попадает пыль, сажа, песок, летучие отходы производства и даже частицы реагентов, которым зимой посыпают улицы и проезжие части города. При этом сотрудники Госсанэпиднадзора выявили факт плохого качества уборки станций, а также нарушения санитарно-эпидемиологического режима метрополитена. К примеру, запрещено использовать в уборке метро моющие средства, содержащие хлор. Однако, уборщики используют любые средства, в том числе и хлоросодержащие.
Третья проблема метрополитена – уровень шума. Согласно докладу, его уровень почти на всех станциях предельно допустим. На самых шумных станциях ПДН (предельно допустимые нормы) превышены на треть. Частично эта проблема решена с помощью новых поездов, но таких, к сожалению, единицы. В большинстве же в метрополитене используются старые поезда, поездка на которых в течение 30-40 минут, по мнению врачей, реально может навредить организму человека.
Четвертая проблема – это условия труда в метрополитене. В столичном метро зафиксированы все возможные нарушения санитарных правил и микроклимата производственных помещений. Концентрация пыли в помещениях для сотрудников метро превышает ПДК от 1,6 до 9,7 раз. Температура воздуха превышает норму на 5-6 градусов. Помимо этого электромагнитные излучения вызывают многие профессиональные заболевания, концентрация радиоактивного газа (радона) также в большей степени отрицательно складывается на здоровье именно сотрудников московской подземки.



